ttdz_000_377 Zykov Mikhail Изменяя Конституцию,
изменяем … ФК Право
В Госдуме задумались
над изменением преамбулы Конституции
На сегодня российское законодательство никак не регулирует
процедуру изменения вступительной части Основного закона РФ.
Депутаты
Госдумы Евгений Федоров и Антон Романов (оба — «Единая Россия»)
подготовили проект закона о внесении изменений в ФЗ «О порядке
принятия и вступления в силу поправок к Конституции РФ».
Поправка направлена на устранение правового пробела, касательно процедуры
внесения изменений в преамбулу Конституции, которая на сегодняшний
день не определена. Законодатели указывают, что вводная часть
нормативного акта несет в себе не только моральный смысл,
но и является юридическим ориентиром, которому должны соответствовать
другие правовые положения в стране.
Преамбула
Конституции РФ сегодня гласит: «Мы, многонациональный народ РФ,
соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы
человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся
государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия
и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь
и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость,
возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость
ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие
и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину
перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового
сообщества, принимаем Конституцию РФ».
Для возможности
изменения преамбулы парламентарии предлагают внести поправки, которые
распространят процедуру внесения изменений в главы 3−8 Конституции РФ
на ее вступительную часть. Сегодня в соответствии со ст. 136
Конституции поправки к главам 3−8 принимаются в порядке,
предусмотренном для принятия федерального конституционного закона,
и вступают в силу после их одобрения органами законодательной
власти не менее чем двух третей субъектов РФ.
Таким
образом в последние годы были приняты правки, касающиеся присоединения
Крыма и Севастополя к РФ, а также повышения сроков полномочий
Государственной думы и президента России.
Положения
глав 1, 2 и 9 Конституции в соответствии с п. 1 ст. 135
Конституции не могут быть пересмотрены Федеральным собранием. Изменение
данных глав требует получения 3/5 голосов Федерального собрания, после чего
должно будет созываться Конституционное собрание из преставителей трех
ветвей власти как федерального, так и регионального уровня. Окончательно
данная процедура предусматривает проведение референдума и принятие новой
Конституции. При всех сложностях изменений 1, 2 и 9 глав Конституции
самой большой проблемой остается то, что в РФ до сих пор
не принят закон о Конституционном собрании.
— Конституция
носит для нас высший статус, а преамбула представляет собой
надконституционный посыл, некую идеологему, которая стоит
над Конституцией. Пусть она не носит прямого характера, но она
определяет общую логику всей Конституции, всего законодательства. Поэтому
корректировка преамбулы — это корректировка курса страны, — считает
депутат Федоров. — Наш закон позволяет поменять эту преамбулу. Это
в дальнейшем поможет поменять и курс страны, потому
что на сегодняшний день это необходимо. Например, в части,
которая касается взаимоотношений России с миром. У нас
в преамбуле заключена уникальная формулировка, что российский народ
является частью какого-то большего
сообщества.
Подобного
положения, как отметил депутат, нет в Конституции ни одной страны
мира. Евгений Федоров ранее предлагал внести изменения в российскую
Конституцию — удалить из нее положения о приоритете норм
международного права над национальным законодательством, а также
запрет на государственную идеологию.
Специалист
в области конституционного законодательства, профессор юрфака РАНХиГС
Сергей Комаров считает, что разговоры о том, что преамбула
Конституции на сегоднякак-то обязывает
Россию при принятии решений учитывать мнение или нормы других стран,
безосновательны. При этом эксперт заметил, что преамбула является
конституционным положением и обладает той же юридической силой, как
и остальные главы Основного закона.
— Если
законодатели захотят менять преамбулу, то при этом необязательно
менять отдельные статьи. Должно быть внутреннее согласование соотвествующих
норм. Что касается суверенности, то у нас и так много там
говорится об этом. В Конституции четко сказано, что мы —
многонациональный народ РФ, соединенный общей судьбой на своей
земле, — сказал профессор. — На сегодняшний день
в преамбуле ничего не говорится о необходимости совещаться
с другими государствами по каким-то вопросам
вопреки нашему суверенитету. Только о единстве в рамках нашего
многонационального государства.
Заместитель
завкафедры конституционного и муниципального права ВШЭ Илья Шаблинский
считает, что изменения в преамбуле, направленные против приоритета
международного права, никак не повлияют на статьи
из неприкосновенных на сегодня глав, которые отражают эту тему.
— Сама
по себе норма о том, что РФ в полной мере опирается
на нормы международного права, если говорить о практической стороне
дела, никак не влияет на внутреннюю и внешнюю политику РФ.
Все государства в своей практике учитывают общепризнанные нормы
международного права: например, что все договоры должны исполняться. Есть
и принцип неагрессии. Это надо оговаривать. Но в любом случае
изменения в преамбуле здесь
ни на что не повлияют, — полагает Илья Шаблинский.
Ссылка: https://news.mail.ru/politics/22301022/

0 коммент.:
Отправить комментарий